Германия: что будет с поддержкой стипендиатов

Как повлияет украинско-российский конфликт на стипендиальную поддержку студентов

Германия: что будет с поддержкой стипендиатов

Стремление разрешить внутренний конфликт в Украине и охлаждение отношений с Россией – политическая реакция Германии на актуальные события понятна. А как она отразится на работе немецких стипендиальных фондов? Стоит ли претендентам на стипендии из обеих стран беспокоиться из-за этого за свое будущее? Или, наоборот, они могут рассчитывать на что-то большее?

В обычном режиме

На деятельность Немецкой службы академического обмена (DAAD) украинско-российский конфликт не повлиял. «Мы продолжаем работу в прежнем режиме», – заявил в беседе с Deutsche Welle представитель DAAD Томас Праль. Сейчас, по его словам, обрабатывают заявки кандидатов, присланные в прошлом году. Поэтому о том, усилил ли конфликт желание молодых людей из Украины и России участвовать в стипендиальных программах DAAD, пока судить рано.

Претенденты на стипендию могут быть уверены в том, что объем средств, выделяемых на стипендиальную поддержку DAAD, сокращаться не будет. «Мы рады, что в этой сфере санкции не ввели», – отметил Томас Праль. Что касается расширения формата поддержки, то он выразил надежду на выделение дополнительных средств, но признался, что пока ничего конкретного сказать не может.

Письмо поддержки

Нынешняя политическая ситуация не создала препятствий и в работе фонда имени Гумбольдта (Alexander von Humboldt-Stiftung), который оказывает поддержку молодым ученым всего мира. «В общении с российскими участниками ничего не изменилось. Некоторые стипендиаты даже четко высказались против обострения отношений между учеными обеих стран. Конфликт существует не на политическом, а не научном уровне. Ученые продолжают заниматься общим делом», – отметила руководитель отдела «Европа» фонда имени Гумбольдта Юдит Шильдт.

Понимая, что украинские участники сообщества гумбольдианцив сейчас переживают нелегкие времена, организация решила отправить им письмо поддержки. «Это было желанием президента нашего фонда Гельмута Шварца, и нам очень понравилась идея дать гумбольдианцам из Украины сигнал: «Мы думаем о вас. Если мы для вас как для ученых можем что-то сделать, обращайтесь к нам», – объясняет Юдит Шильдт. По ее словам, в письме, направленном по электронной почте, фонд напомнил о возможностях для ученых, которые он предлагает. Например, бывшие стипендиаты могут приехать в Германию на краткий срок для проведения исследований. Также фонд помогает организовывать междисциплинарные конференции. Одна из них состоится в июне в Киеве.

Что касается усиления поддержки специально для украинцев или русских, то Юдит Шильдт подчеркнула, что фонд не имеет квот по странам, поэтому условия участия для ученых всего мира одинаковы: «Наш важнейший критерий при отборе участников – высокое качество их исследовательской деятельности».

Политические фонды вне политики

А как дела в фондах, близких к той или иной политической партии в Германии? В фонде имени Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung) четко дали понять, что и здесь изменения курса не предусмотрены. «Поддержка стипендиатов – важное направление работы фонда за рубежом. Такой проверенный десятилетиями инструмент рассчитан на долгосрочную перспективу и не подходит для выражения реакции на спонтанные изменения и кризисы, как тот, что сейчас происходит в Украине», – заявила DW пресс-секретарь фонда Сюзанне Кофаль. В привычном ритме работы фонд собирается провести очередные отборочные туры в Москве и Киеве во второй половине года.

Катрайн Гельшер, которая отвечает за работу с иностранными стипендиатами в фонде имени Фридриха Эберта, также заверила DW, что изменения отсутствуют. Сейчас стипендии фонда, предназначенные для студентов и аспирантов, обучающихся в немецких вузах, получают 15 россиян и 12 украинцев. Причем количество участников из Украины в течение последних трех-четырех лет постепенно растет. Нынешний кризис на количестве заявок пока не отразился. «Прошло мало времени. Нужно подождать хотя бы полгода», – считает Катрайн Гельшер.

При этом она не исключает, что в условиях значительного роста количества желающих получить стипендию к участию в программе могут допустить больше людей. Но это возможно лишь при условии, что министерство иностранных дел Германии решит выделить средства на отдельную программу, как это было в случае стипендиатов из Туниса и Египта, или если поток потенциальных стипендиатов из Украины и России значительно увеличится. «Однако до сих пор не было необходимости в такой поддержке Украины. Конечно, в зависимости от развития политической ситуации все может измениться», – отметила она и добавила, что пока объем финансирования остается на уровне двух предыдущих лет.

Татьяна Вайнман, Анита Грабская, Deutsche Welle

Deutsche Welle
19.04.2014