Osvita.ua Образование за рубежом Высшее образование Обучение в Германии Украинка в Германии: обучение занимало лишь 50% времени
Украинка в Германии: обучение занимало лишь 50% времени

Дарья Козлова рассказывает об опыте обучения в университете им. Фридриха Шиллера

Украинка в Германии: обучение занимало лишь 50% времени

Выпускница совместной магистерской программы Киево-Могилянской академии и университета им. Фридриха Шиллера в г. Йена в Германии Дарья Козлова рассказала Освіта.ua о своем опыте обучения за рубежом

Дарья, расскажите, пожалуйста, о себе. Как случилось, что Вы попали в Германию на обучение? 

Я родилась и выросла в городе Киеве. Степени бакалавра и магистра получила в Национальном университете «Киево-Могилянская академия» по специальности «Политология», дополнительная специализация – «Теория и методика связей с общественностью», то есть пиар. Кроме того, прослушала много дисциплин, связанных с историей Украины и стран мира. 

После бакалавриата обязательно хотела поступить в магистратуру. И у меня был выбор: либо магистратура «Школа охраны здоровья», либо «Политология», которая включала программу «Немецкие студии», в рамках которой была возможность целый семестр учиться в городе Йена в Германии и получить второй диплом магистра – немецкий, вместе с украинским. 

Тяжело ли было поступить в магистрату, а затем еще и пройти отбор на обучение в Германии?

Поступить в украинскую магистратуру было не тяжело, потому что поступление происходило в рамках общего поступления в Могилянку. Конечно, были некоторые различия: студенты, которые хотели поступить на «Немецкие студии» в рамках специальности «Политология», дополнительно еще проходили интервью с лектором DAAD и координатором этой немецкой программы. Оно происходило на немецком языке, спрашивали о разных фактах о Германии, ее политической системе и укладе и тому подобное. 

Самое сложное было попасть на обучение в Германию на семестр. Первый год был чрезвычайно насыщенным: студенты учатся в Киеве. 50 % обучения происходит на немецком языке, 25 % – на английском, 25 % – на украинском. То есть 50 % предметов наша группа слушала автономно от других политологов. 

Отбор тех, кто поедет в Германию, происходил по учебному рейтингу и успешной сдаче международного теста немецкого языка TestDaF (Test Deutsch als Fremdsprache). 

На тот момент было шесть мест на поездку в Германию, которые оплачивались DAAD, а студентов – 11. То есть конкурс был большой, возможности у нас у всех были равные, и все старались. До конца никто не мог знать, кто поедет. Из наших студентов кому-то не удалось сдать тест, у кого-то был более низкий рейтинг успеваемости. Так вышло, что я оказалась среди тех шести студентов, которые выиграли конкурс. 

Расскажите о программе DAAD больше. Какие расходы она покрывает?

Именно эта программа DAAD, на которую я попала в Германию, кое-чем отличается от обычных программ DAAD, где студент просто подает документы на получение стипендии, а затем самостоятельно должен поступать в немецкий вуз. Эта программа несколько иная. В ее рамках студенту, который избирается координатором или комиссией для поездки в Германию, стипендия насчитывается уже автоматически. 

Стипендия, как и обычная магистерская стипендия в DAAD, составляет 750 евро. Она покрывает расходы на проживание, питание, семестровый сбор в университете и даже хватает на какие-то развлечения. То есть на жизнь хватает. 

Возмещаются также средства на перелет – максимум 250 евро. Но если лететь туда и обратно самолетами бюджетных авиалиний, то этого тоже хватает. 

В течение первого семестра Вы обучались на английском и немецком языках. Где Вы выучили языки?

С английским немножко легче – его изучала начиная с детсада, потом в школе, в университете. В рамках моей бакалаврской программы приходилось много литературы читать на английском. Некоторые семинары также проходили на английском языке. То есть английский у меня почти свободный. 

Немецкий язык изучала в школе. А затем, когда была на бакалавриате, то немножко забыла. Но моего уровня хватило, чтобы поступить на изучение магистерской программы. Потом, в процессе обучения, конечно, было очень тяжело первые два месяца, пока уже не влилась в учебный процесс и не подтянула язык. 

Кроме того, в рамках этой программы нам также читался немецкий язык: лектор DAAD, носитель языка, читала нам курс немецкого. 

Когда ехала на семестр в Германию, то уже могла спокойно общаться с немцами и принимать активное участие в семинарах. 

Расскажите, пожалуйста, о городе Йена, где Вы учились. Что в нем любопытного и выдающегося?

Город Йена находится в федеральной земле Тюрингия, это студенческий город, 100 000 жителей, из которых 20 000 – студенты. Основное население – это работники университета, студенты, аспиранты и преподаватели. 

Университет имени Фридриха Шиллера, в котором училась, был основан еще в XVI веке. Состоит он из старинных зданий еще с тех времен, но теперь построено и много новых сооружений. Вообще, университет специализируется в оптике, физике, но сейчас активно начинает открываться и развиваться много новых направлений, среди которых – политическая наука, экономика, история и филология. 

Каковы особенности обучения и исследовательской работы? Чем различается обучение в Германии и Украине?

У нас, в Украине, в образовании существует определенный перечень предметов, и в рамках одного предмета проводятся и семинар, и лекция. В Германии есть предметы, которые читаются только на лекциях, а другие – только на семинарах. Существуют еще отдельные предметы, которые называются «упражнениями». То есть студент может отдельно прослушать просто лекции, а затем написать тест, получить за него балл и таким образом сдать экзамен. А может прослушать модуль, то есть лекцию плюс семинар, получить две оценки и тем самым сдать определенный модуль. Это первая особенность. 

Вторая. У нас, чтобы сдать экзамен, ты не должен перед ним регистрироваться. А в Германии существует такая организация (она называется ASPA), которая занимается регистрацией студентов на сдачу экзаменов. То есть если студент не зарегистрировался в этой организации на сдачу экзамена, он не имеет права его сдавать. Довольно странно, на мой взгляд. 

Существуют различия и в написании магистерской работы. Ты не просто приходишь, как в Украине, к руководителю, договариваешься с ним и потом пишешь эту работу. Ты должен пойти в эту организацию ASPA, зарегистрироваться, все с ними согласовать, получить согласование руководителя, поговорить с ним, потом опять согласовывать все в ASPA несколько раз и уже затем писать работу. Работу студент также обязан подавать не руководителю и не на кафедру, а сначала в ASPA. 

А в Германии нагрузка в неделю большая?

Нагрузка в рамках нашей программы была большая. У нас было пять предметов, то есть одна лекция и четыре семинара. Кроме того, проводился отдельный семинар, посвященный именно магистерской работе. Эта такая же нагрузка, как и у обычных немецких студентов. 

Вообще нагрузка в Германии обычно меньше, чем в Украине. Например, в рамках этой немецкой программы в первый год в Украине так вышло, что мы фактически учились в двух вузах – в Могилянке и в университете имени Фридриха Шиллера и слушали и немецкие предметы тоже. Именно поэтому дневная нагрузка была очень большой. А когда уже поехали в Германию, то слушали предметы лишь немецкого вуза, поэтому, конечно, наступило уже некоторое облегчение после первого курса. 

А какие студенты с Вами учились? Существовала ли какая-то интернационализация?

Конечно, существовала интернационализация. Два предмета мы слушали только нашей украинской группой – шесть человек, но на немецком языке. А четыре другие предмета слушали уже вместе с немецкими студентами. Дальше уже разбивались на группы, один предмет я вообще слушала одна, только с немецкими студентами. Группы были от десяти до 150-ти слушателей. Чувствовала себя свободно, отвечала на семинарах на уровне с немцами. Особенного отношения к себе не заметила, то есть преподаватели ко мне относились, как и к другим немецким студентам. 

Что Вы можете сказать о преподавателях и стиле их преподавания?

Преподавание, конечно, на высоком уровне. Большого отличия от Украины не заметила, ибо и у нас – профессионалы, и там – профессионалы. У нас училась дольше, поэтому встречала разных преподавателей, а там видела меньше преподавателей, но все они были профессионалами своего дела. То есть серьезно сравнивать тяжело. 

Где Вы жили и где питались?

Жила в студенческом общежитии, вместе с девушкой из Дрездена и китаянкой. В общежитии у нас была квартира, и в этой квартире у каждой своя комната. Общались мы на немецком языке. Трудностей не было никаких, потому что китаянка изучала германистику, и у меня немецкий на нормальном уровне. Общались очень много, часто проводили вечера вместе у нас на кухне. 

Питались преимущественно в студенческой столовой, там очень низкие цены, как для студентов, доступные. Дома могли что-то приготовить, даже вместе с соседками. Могли также пойти в какое-нибудь кафе, посидеть там, поесть, но это было реже. 

Чем жил кампус? Была ли там активная жизнь или Вы были сосредоточены только на обучении?

Нет. И училась, и культурная жизнь была тоже. На территории кампуса очень часто проводятся разнообразные выставки, культурные мероприятия, вечера культур народов мира, то есть много возможностей не только для обучения, но и для общего развития. Мне очень запомнился вечер монгольской культуры, который проводился с трех часов дня и до поздней ночи с монгольской музыкой. 

Очень много вечеринок устраивали студенты. Например, студенты из Эразмуса устраивали много тематических вечеров. Мы также с нашей группой устроили два украинских вечера, приглашали немцев и других студентов присоединиться к нам. Мы рассказывали о нашей украинской культуре, танцах и музыке. Действительно, кампус живет очень активной жизнью. 

А куда Вы еще путешествовали, кроме этого?

Обучение занимало 50 % моего времени. Другие 50 % тратила на себя. Путешествовала очень много. На рождественские каникулы, например, поехала в Чехию, в Прагу, потом в Польшу – в Варшаву. Также успела посетить Австрию. Кроме того, много путешествовала по Германии. 

Следует отметить, что студент платит Йенскому университету семестровый сбор – 200 евро, по сравнению с другими федеральными землями он очень высокий, но это оправданно, потому что в большинстве случаев из этих средств тебе выдается билет (Thoska), который действует и как студенческий билет, и как проездной. Таким образом, ты можешь бесплатно ездить в Йене и других городах Тюрингии, а также между городами Тюрингии. Мы этим воспользовались и объездили много городов этой федеральной земли. 

Со студенческой группой мы были в Мюнхене, Нюрнберге, вместе с профессором Опелландом ездили в Берлин. Это была учебная экскурсия в штабы партий: немецких социалистов, христианских демократов, зеленых и тому подобное – всех наиболее известных политических партий. Путешествовали очень много. 

А относительно нетворкинга, поддерживаете ли Вы связи со студентами, с которыми учились?

Перед тем как мы поехали в Германию, наш куратор программы устроил встречу с несколькими студентами, которые уже закончили изучать эту программу. Они нам рассказали об особенностях обучения, дали нам советы, где лучше жить, у каких профессоров лучше слушать те или иные предметы. 

Сейчас мы раз в год встречаемся со слушателями программ. Неофициальных встреч может быть много, официальная – раз в год. Поддерживаю связи со своими одногруппниками, с теми, кто закончил изучать эту программу раньше, а также со студентами, которые сейчас учатся первый год и планируют поехать в Германию. 

У Вас, по-видимому, не было потребности подрабатывать в Германии?

Действительно, потребности подрабатывать не было. Если человек хочет, можно успеть, но думаю, что это навредило бы обучению. Учебная программа рассчитана так, что человек получает от учебной программы максимум опыта. По моему мнению, лучше сосредоточиться на обучении, на культурной жизни и т. д. 

Была ли возможность остаться в Германии поработать?

В принципе, можно было. Но когда мы едем в Германию, то подписываем согласие на то, что вернемся. И там есть подпункт, что человек может не вернуться в исключительных случаях, но какие именно эти «исключительные случаи», никто не знает. 

Мы возвращались в марте, а обучение в магистратуре в Украине заканчивается в июне, то есть должна быть какая-то действительно весомая причина, чтобы не вернуться. Ибо если ты не закончишь обучение в Украине, у тебя уже не будет возможности получить этот Йенский магистерский диплом. 

Изменило ли обучение за границей Ваши перспективы трудоустройства? И как обучение в Германии изменило Ваше мировоззрение?

Обучение в Германии, действительно, очень изменило мое мировоззрение. Сейчас у меня есть желание продолжить обучение в аспирантуре в Германии, но это уже в следующем году, в этом году уже не успею. Лишь недавно закончила писать дипломную работу для Йенского университета, а немецкий диплом у меня будет лишь летом в 2015 году. По завершении аспирантуры с большим багажом опыта планирую вернуться в Украину и делать что-то полезное для Родины. 

Сейчас работаю в киевском офисе DAAD, но должность эта временная. Тем не менее, это и языковая практика, и рабочая практика, и опыт, и стаж, и новые знакомства, и контакты. Но самое весомое – это все же практика немецкого и опыт работы в образовательной сфере. 

А Вы можете назвать какие-то минусы, чтобы предостеречь других студентов?

Если честно, не припомню ни одного минуса. Обучение в Германии, даже по сравнению с обучением в Швеции, Швейцарии или Франции, намного легче. И нагрузка не такая большая, и цены не такие высокие, и о тебе как об иностранном студенте всегда заботится международный отдел, приставляет к тебе тьюторов (tutors), то есть студент никогда не остается один на один с самим собой. 

Что бы Вы посоветовали украинцам, которые планируют учиться в Германии?

Единственный совет для тех, кто собирается учиться в Германии, – подтянуть немецкий хотя бы до уровня intermediate, чтобы хотя бы понимать общие вещи при повседневном общении. Кроме того, советую не выбирать для обучения большой город типа Мюнхена или Кельна, потому что там очень большое количество студентов, и поэтому меньше шансов выделиться среди других, о тебе не будет так заботиться международный отдел, как в маленьком городе. Там также выше цены и почти невозможно найти жилье. 

Если человек едет не на семестр, а на год-два, и нуждается в дополнительных средствах, можно устроиться таким помощником – tutor, чтобы помогать другим иностранным студентам. Это нельзя сделать сразу после того, как ты приехал, но если ты уже проучился хотя бы семестр, можно подойти или в международный отдел, или на кафедру, и сказать, что хочешь помогать новым иностранным студентам вливаться в студенческую жизнь, и если такая помощь университету будет нужна, то за это будут платить определенные деньги. 

Чем особенно запомнилась Вам Германия и что она Вам дала?

Больше всего запомнилась своей атмосферой, которая была просто прекрасной. Очень много знакомств, довольно полезных. Даже сейчас, когда я пишу какую-то научную работу, то всегда могу с кем-то посоветоваться, потому что у меня там осталось много друзей и знакомых. 

Сама Германия очень красивая. Германия дала мне возможность получить новый взгляд на мир. Увидев ту жизнь – европейскую, немецкую, просыпается желание, приехав в Украину, что-то изменить здесь. Потому что разница очень большая. Это глубоко почувствовала, приехав в аэропорт Киева через полгода отсутствия. Понимаю, что нужно что-то изменять в Украине. К сожалению, я пока еще не имею достаточно опыта для того, чтобы прикладывать руку к реформам в экономической или медицинской отраслях, но все еще впереди. 

Беседовал: Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
28.11.2014

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!