Osvita.ua Образование за рубежом Высшее образование Обучение онлайн Дистанционное обучение в Великобритании
Дистанционное обучение в Великобритании

В реалиях современного мира, при стремительном развитии информационных технологий, все более привлекательными становятся новые возможности обучения

Дистанционное обучение в Великобритании

В реалиях современного мира, при стремительном развитии информационных технологий, все более привлекательными становятся новые возможности обучения. Учебные заведения за рубежом разрабатывают и внедряют программы, позволяющие использовать новые методы обучения для получения образования по новым специальностям. Не секрет, что многие специалисты ищут возможность поехать на обучение за рубеж, ведь это самый очевидный способ получить новые знания и опыт.

"К сожалению, очень не многие знают и воспринимают всерьез возможность получения образования дистанционно. А ведь такая форма обучения может решить проблему отрыва от производства и отъезда в другую страну, экономии денежных средств и получения качественного признанного диплома, не говоря уже о получении необходимых знаний", – говорит директор Образовательного центра Concept Светлана Тимошенко.

Конечно, привычная для нас стационарная форма включает в себя постоянное живое общение с преподавателями и однокурсниками. Однако, например, обучение в Англии в магистратуре - это в большей мере работа с печатными и электронными источниками информации, доступ к которым обеспечивается круглосуточно.

Нередко, студента британского учебного заведения можно застать сидящего над книгой или за компьютером ночью в библиотеке. Экзамены на стационаре в основном письменные. Поэтому при правильной организации своего времени тот же результат можно получить, учась на дистанционной программе.

Разница будет в том, что студент остается в своей стране (со своей семьей) и сохраняет рабочее место, а значит возможность постоянного источника доходов, необходимого для финансирования, в том числе и обучения.

Общение с преподавателем и однокурсниками в данном случае будет дистанционным. К услугам студента электронная почта, веб-конференции, форумы, Skype…

Согласитесь, если эти способы коммуникации помогают нам активно общаться с друзьями и родственниками во всех уголках земного шара, то постоянный контакт с преподавателем или куратором, а также другими студентами тоже будет обеспечен.

Первая идея организации дистанционной формы обучения была озвучена еще в 1926 году британским ученым Джоном Кларком Стобартом (J.C. Stobart), когда он занимал должность директора образовательных программ на BBC. Он предложил создать специальное учебное заведение и даже придумал название - Воздушный университет ("University of the Air"). Однако до 1960-го года идея не нашла своего продолжения, и только в начале 60-х на ВВС стали формироваться конкретные предложения.

В 1962 году Майкл Янг (Michael Young), британский социолог и один и руководителей лейбористской партии, предложил основать "Открытый университет" (Open University) с дистанционной системой обучения, по окончании обучения в котором, слушатели бы получали диплом Лондонского университета. Поскольку проект "University of the Air" уже обсуждался ВВС и Министерством образования Великобритании, с 1963 по 1969 год при поддержке лейбористов началось активное развитие проекта.

Наконец, в 1969 году было объявлено о создании дистанционного университета. Харизматичные профессора и ученые заявляли во всеуслышание, что Открытый университет триумфально и безоговорочно доказал, что обучать людей на расстоянии возможно!

Домашние научные лаборатории, поздние трансляции лекций по телевидению и радио - все это вошло в историю Открытого университета. Университет стал первым учебным заведением, которое разрушило связь между эксклюзивностью и высоким качеством, и сделало хорошее образование доступным для широкого круга людей.

Естественно, что эта революционная идея также вызвала немало критики в свой адрес. Некоторые враждебно настроенные противники дистанционной системы обучения во всеуслышание называли эту идею "совершенной нелепицей".

Несмотря на существующие разногласия, уже в 1971 году – через 2 года после открытия - Открытый университет набрал 25 тыс. студентов на междисциплинарные подготовительные курсы Foundation, в которые входили такие предметы: искусство, естественные науки, математика.

Поскольку политика приема студентов предполагала совершенную открытость и доступность для всех желающих, для поступления не требовалось наличие диплома о высшем образовании. Вместо этого сначала необходимо было пройти подготовительные курсы Foundation, после чего обучаться на основном курсе.

Таким образом, в строгой и последовательной системе образования Великобритании появилась новая структура, которая как свежий ветер сломила устоявшиеся традиции и стереотипы и предоставила возможность широкому кругу людей повысить уровень квалификации, получить вторую и третью специальности, получить возможность изменения сферы деятельности и развития карьеры.

В период споров о том, нужен ли Открытый университет Великобритании, и насколько эффективно обучение в нем, вышла пьеса Уилли Рассела (Willy Russell) "Обучая Риту" (Educating Rita). Мгновенно ставшая популярной, пьеса наглядно демонстрировала, как диплом Открытого университета может изменить жизнь и будущее человека.

Количество студентов Открытого университета тем временем возросло до 70 тыс. Ежегодно 6 тыс. выпускников получали дипломы об образовании. Появлялись новые программы и специальности, благодарные студенты писали письма членам Парламента.

В 1983 году при Открытом университете была основана бизнес-школа, ставшая впоследствии самой большой в Европе. Отделения университета стали открываться в европейских странах, совершенствовались методы обучения, внедрялись новые способы передачи информации.

Компьютеры пришли на смену печатным машинкам, вместо лекций по телевизору появились видеокассеты и DVD диски с записями. Широкое распространение Интернета явилось прекрасной возможностью для запуска он-лайновых программ.

Университет и по сей день остается лидером в использовании инновационных технологий, постоянно совершенствуя методы и способы обучения. Полностью оправдывая свое название, Открытый университет находит возможности предоставлять множество бесплатных обучающих ресурсов для тех, кто любит и хочет учиться.

Сегодня Открытый университет представлен в 30 странах мира. В Великобритании он имеет 13 учебных центров. По качеству обучения входит в пятерку лучших. В университете дистанционно обучаются 225 тыс. студентов, из которых 50 тысячам расходы на учебу покрывают работодатели. 75 из 100 компаний, входящих в индекс FTSE 100 лондонской биржи, финансируют дополнительные дистанционные курсы для своих сотрудников.

Саму идею дистанционного обучения, конечно же, подхватили многие другие университеты во всем мире. На сегодняшний день особо популярными стали дистанционные бизнес-программы. В ситуации, когда нет возможности оставить бизнес и поехать учиться на стационар, а есть желание и необходимость получить новые знания и новый опыт в своей сфере – дистанционный курс является оптимальным решением.

В Великобритании огромное количество бизнес-школ предлагают дистанционные программы MBA. По версии The Financial Times из 40 бизнес-школ, предлагающих  лучшие дистанционные программы МВА, 14 находятся в Великобритании. Среди них такие известные, как Edinburgh Business School Heriot - Watt University, Warwick Business School, Durham Business School, London School of Business & Finance и Open University Business School.

При Лондонском университете создан специальный проект - London University "External Programme". Это отдельное подразделение, занимающееся дистанционными программами. По окончании такой программы студент получает диплом колледжа или университета, входящего в состав Лондонского университета.

Такая форма обучения очень привлекательна как для собственников бизнеса, которые не могут на 1-2 года полностью передать управление своим делом кому-то другому, так и для наемных менеджеров, которые могут продолжать работу во время учебы. Тем самым они не только сохраняют за собой рабочее место, но и постоянный доход, что немаловажно для финансирования обучения.

Несмотря на то, что в Украине дистанционное образование не так популярно, как стационарная форма, для определенных категорий людей такая возможность "обучения на расстоянии" является наиболее подходящей и интересной. Пока о ней не так много знают в нашей стране и больше ассоциируют с украинским заочным образованием. Но, только начав учиться на хорошей дистанционной программе, можно почувствовать ее интенсивность, информативность и качество.

По стоимости дистанционное образование сопоставимо со стационаром (стоимость курсов и учебных материалов, а также экзаменов), однако студенту не нужно нести дополнительные расходы на проживание, которые зачастую превышают плату за обучение.

Структура каждого курса может отличаться. Например, магистерская программа может быть рассчитана на год, но по согласованию с университетом ее можно "растянуть" на 1,5-2 года. Варианты сдачи экзаменов также разнообразны и часто есть возможность подобрать наиболее удобный в каждой конкретной ситуации.

Например, студент, не имеющий возможности приехать в Британию на экзамен, может договориться с университетом о сдаче экзамена в Украине в Британском Совете (British Council). Британский Совет в данном случае выступает в роли независимого экзаменатора, которому университет доверяет провести экзамен в соответствии с установленной процедурой (порядок вскрытия конверта с заданием, определённое время на выполнение каждого задания, использование только разрешённых материалов в зависимости от типа экзамена, например, калькулятора или словаря). Далее экзаменационная работа отправляется на проверку в университет.

Необходимо помнить и о сложностях дистанционной формы обучения. Эта возможность хороша, но по ряду причин подходит далеко не всем.

Во-первых, необходим определенный моральный настрой и способность организовать самого себя для ежедневных самостоятельных занятий по программе. Во-вторых, понадобятся навыки общения с использованием современных технологий, дающих возможность связаться со своими сокурсниками и преподавателями через Интернет, с помощью программы Skype, форумов и интранетов, предлагаемых университетом.

Даже семинары проводятся в режиме он-лайн по согласованному расписанию – так называемые вебинары и видео-конференции. Возможностей много, но для большинства наших соотечественников пока намного ближе и понятнее общение «лицом-к-лицу» в аудитории, нежели через Интернет. Эти особенности необходимо учитывать в каждом конкретном случае.

По окончании дистанционной программы студент получает такой же диплом, как и после обучения на стационаре. Однако, если Вы получаете диплом Открытого университета (Open University), который предлагает только дистанционные курсы, то знающие люди понимают, что Вы обучались дистанционно. Но данный факт не только не может быть "минусом", а наоборот, вызывает определенное уважение. Ведь человек, который без отрыва от семьи и работы смог организовать себя для такого непростого дела, как учеба, может стать просто незаменимым сотрудником или отличным руководителем.

Светлана Тимошенко, директор Образовательного центра Concept, специально для Освіта.ua

Справка
Образовательный центр "Concept"
- агентство по образованию за рубежом, специализирующееся на различных программах обучения в Великобритании. Деятельность агентства включает подготовку к поступлению в британские школы-пансионы, получение высшего и последипломного образования, организацию летних, осенних, зимних и весенних каникулярных программ для детей; организацию обучения в языковых школах для взрослых.

Больше о дистанционном обучении читайте тут.

Освіта.ua
23.02.2011

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!