Osvita.ua Образование за рубежом Высшее образование Статьи Образование за рубежом: обмен опытом или отток мозгов?
Образование за рубежом: обмен опытом или отток мозгов?

Среди украинских абитуриентов доля тех, кто выбрал для обучения вузы за пределами СНГ, - как капля в море. А много ли тех, кто после получения образования за рубежом вернулся на родину?

Образование за рубежом: обмен опытом или отток мозгов?

На пути к вожделенному иностранному диплому вчерашний школьник должен преодолеть немало трудностей: поиски лучшего или хотя бы какого-то предложения для себя, согласование финансовых вопросов (например, получение стипендии или самостоятельная оплата образовательной программы); непростой сбор необходимых документов; наконец получение визы.

Безусловно, деньги делают этот процесс намного проще: в Украине существует немало агентств, которые договорятся с необходимым университетом и помогут со всеми формальностями. Именно поэтому получать образование в европейских и американских вузах, как правило, едет или материально обеспеченная молодежь, или умные студенты, которые завоевали грант на обучение и активные абитуриенты, которые смогли найти спонсоров и главное доказать им, что они достойны инвестиций.

Назвать точное количество студентов-украинцев в иностранных колледжах и университетах не берутся даже в Минобразования. Статистика профессиональных агентств, свидетельствует о том, что чаще всего наши соотечественники выбирают обучение в США, Канаде, Великобритании, Германии, Польше, Венгрии и Чехии. Страны-представители Восточной Европы привлекают не только европейским качеством образования, но и сравнительно низкой стоимостью и близким украинской душе менталитетом.

"В Праге я нередко слышу русский и даже украинский, делится впечатлениями Антон, студент Чешского технического университета в Праге. - Вообще-то, я собирался поступать в КПИ, но когда встретил старого друга, который здесь учился, он меня и "зажег" мнением о Чехии. Я сейчас только на втором курсе, но уже работаю по специальности в компании, разрабатывающей программное обеспечение для компьютерных игр. Дома был только летом и не знаю, вернусь ли в Киев, когда получу диплом. Только если найду в Украине работу, которая бы меня устроила. У нас игровая индустрия развита слабее, чем в Чехии. Хотя, возможно, именно я буду тем, кто создаст украинскую Electronic Arts!».

Особенности интернационального образования

В Украине заграничный документ о высшем образовании производит крайне положительное впечатление у большинства работодателей. Действительно, обучение в другом государстве является существенным плюсом для резюме молодого специалиста.

Во-первых, западные вузы имеют гибкие учебные программы, что дает возможность наилучшим образом приспосабливаться к последним тенденциям той или иной области знаний или отрасли производства, оперативно реагировать на вызовы времени и запросы рынка. У нас этот процесс, несмотря на все попытки вписаться в Болонскую систему, часто растягивается на долгие годы всевозможных согласований в кабинетах образовательного министерства.

Во-вторых, практическая направленность образовательного процесса за рубежом ценится гораздо больше "сухой" теории, которую предлагают большинство отечественных учебных заведений. Поэтому и на "выходе" студент европейского, американского и восточно-азиатского вуза - готовый специалист, который почти мгновенно адаптируется к специфическим условиям любого производства или учреждения. В то время как наши "молодые специалисты" еще должны настроиться под требования и реалии украинской действительности.

Поэтому срабатывает и третий фактор человеческой коммуникации. Значительное количество коллективных заданий в проектной технологии обучения заставляет студентов учиться работать и постоянно чувствовать себя в команде. А это, в свою очередь, психологически настраивает будущего специалиста на поддержание корпоративного духа на рабочем месте, здоровую конкуренцию и желание быстрого карьерного роста.

Итак, за годы учебы студент приобретает не только необходимые базовые знания высокого уровня, но и опыт практической работы и способность устанавливать позитивные отношения с коллегами. Неудивительно, что работодатели охотно приглашают именно таких молодых специалистов.

Жаль, но украинскую зарплату вряд ли можно сравнить с вознаграждением в развитых странах. И очередные повышения отечественных заработных плат мгновенно нивелируются стремительным повышением украинских цен на минимальную, не говоря уже о достойной, человеческую жизнь.

И это еще не является главным основанием для пресловутого "оттока мозгов". Добавьте сюда и ужасный украинский уровень защищенности личности человека, необходимость мириться с крайне "ненавязчивым отечественным сервисом", бесконечным преодолением произвола чиновников... Далее список каждый может продолжить в соответствии с собственными предпочтениями.

Возвращаться или не возвращаться?

Никуда не деться, но с этим вопросом рано или поздно обречены столкнуться обладатели украинского паспорта и иностранного диплома о высшем образовании. Так, некоторые образовательные программы, предоставляя украинскому абитуриенту стипендию для образования за рубежом, обязывают участников вернуться домой и обязательно работать именно здесь, в Украине. Особенно это касается обучения в Соединенных Штатах, где боятся иммигрантов. А в посольстве США могут просто отказать в выдаче студенческой визы на основании... недостаточной, по их мнению, связи с Родиной.

Но если отбросить внешние факторы вроде дальнейшего трудоустройства, визовой поддержки или даже нового гражданства, то на вопрос о возвращении в родную страну каждый должен ответить сам. Среди причин, которые толкают людей вернуться домой, основное место занимают чисто психологические мотивы: соскучились по родным, не смогли приспособиться к особенностям местной жизни, наконец, патриотические чувства.

Это неудивительно, ведь в новой чужой стране человек, по сути, начинает все с начала. Чтобы выдержать такой стресс, нужна особая структура психики человека: целенаправленная, гибкая, с настроенностью на необходимость упорно работать, что далеко не всегда характерно для нашего рядового гражданина, который спит и видит, как "манна небесная" обильно сыпется на него.

Владислав впервые попал в США в 2001 году благодаря FLEХ, программе для старшеклассников (тогда она имела другое название). Проучился год в американской школе, побил несколько местных школьных рекордов, завоевал место в местной футбольной команде, стал популярным парнем - все как в голливудском молодежном фильме.

Возвращение в небольшой крымский городок стало разочарованием: "Мне просто было скучно дома. Чуть-ли не каждый день вспоминал вопрос американского одноклассника: "Украина? Это где-то в Африке?". В какой-то момент я понял, что не могу здесь больше оставаться - и уговорил родителей купить мне билет на самолет. После завершения программы обучения я не имел права какое-то время пересекать границу Штатов. Пришлось судиться - это был долгий процесс, но я его выиграл. Затем поступил в Чикагский университет, стал юристом, а это в США ой как не просто, но работаю в социальной сфере, потому что она мне интересна. Иногда я пытаюсь представить, как сложилась бы моя жизнь в Украине - и просто не вижу целостной картинки".

А вот двадцатидвухлетняя Мария, которая благодаря кропотливому авторскому исследованию возникновения христианства на Руси выиграла стипендию на обучение в Афинском национальном университете на факультете теологии, так и не посетила Грецию. "Когда прошла эйфория от победы, и начался сбор документов, я вдруг стала острее чувствовать, насколько в мое сердце вросло в родной Ивано-Франковск. Невозможно было представить свою жизнь без знакомых улиц, без лиц мамы, папы и моего любимого. Я долго разрывалась между амбициями и своими корнями. Отказалась быстро, чтобы не искушать себя новыми сомнениями и дать шанс другому человеку. О принятом решении не жалею: сейчас я медсестра, у меня замечательный муж и двое прекрасных близнецов...".

Не секрет, что Украину много западных экономистов относит к странам третьего мира. Отток мозгов - фактор, который уже почти погубил не только Эфиопию, Кению, Нигерию, но и другие африканские страны и страны Латинской Америки. Схема проста: американские и европейские вузы выделяют бесплатные места для обучения перспективных африканцев, чтобы те с новыми знаниями развивали науку и производство на родине. А студенты остаются в стране обучения навсегда. И вот уже каким-то странным образом оказывается, что врачей-эфиопов только в Чикаго больше, чем во всей Эфиопии. А более 80% гаитян и ямайцев, получивших высшее образование, живут в других странах.

Казалось бы, Украина от этой проблемы далеко. Однако все больше наших врачей, программистов и других необходимых для успешного развития страны специалистов, эмигрируют в Европу или за океан. Наших медиков там ценят за то, что они не избалованы уникальным медицинским оборудованием и возможностями современных технологий, а следовательно - полагаются исключительно на себя, вместо полного доверия аппаратуре и новомодным дорогим таблеткам. А программисты славятся своими нестандартными подходами: как говорится, беда всему научит, и креативности в том числе. Эмигрантов можно понять, они просто хотят лучшей жизни.

Получается порочный круг: для хороших специалистов в нашей стране нет достойной работы, а развивать государство невозможно без "свежей крови" и знакомых с иностранными наработками профессионалов. Остается лишь надеяться на пионеров в своем деле и на всем известную широкую славянскую душу.

Виктория Скрипник, Освіта.ua

Освіта.ua
20.02.2013

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!