Высшее образование в Европе переживает тяжелые времена

Как и следовало ожидать, высшее образование в Европе не избежало мер жесткой экономии

Высшее образование в Европе переживает тяжелые времена

В год, который был отмечен кризисом евро, когда в опасности оказались не только банки, но и суверенные государства, не удивительно, что высшее образование в Европе пережило ряд потрясений. Несмотря на широко распространенное мнение, что высшее образование является общественным благом, и, следовательно, общество в ответе за него, современные тенденции рисуют нам картину полную сомнений.

Сокращение государственного финансирования высших учебных заведений, уменьшение поддержки студентов, введение или повышение платы за обучение, ограничение количества иностранных студентов, имеющих право поступления - все это - первая реакция мер жесткой экономии.

В то же время, мало кто будет спорить, что высшее образование может обеспечить выход из кризиса. Возможно, все не так просто, но мы находимся в кризисе, который по существу является кризисом благосостояния общества и благосостояния государства. Проблема для правительств заключается в наращивании долга государственных бюджетов, создающих порочный круг в экономике.

Финансирование образования вряд ли является причиной структурного долга и есть много аргументов в пользу увеличения инвестиций. Но высшее образование редко имеет финансовый приоритет, особенно, когда государственные инвестиции могут быть легко превращены в частные.

Многочисленные сокращения государственного финансирования высшего образования в различных европейских странах демонстрируют, что на практике идея государственных инвестиций в высшее образование для разрешения кризиса не привлекательна.

     

Правда, некоторые европейские страны взяли на себя дополнительные инвестиции, но они либо незначительны, либо это лишь вид инвестиций, в то время как сокращение финансирования усиливается в других областях высшего образования, как, например, это происходит в Германии, где на федеральном уровне продолжаются инвестиции в высшее образование, а отдельные земли имеют противоположную политическую логику.

Но самое главное - можно не сомневаться, что значительно усиливается давление на студентов, которым теперь нужно софинансировать большую часть своего обучения. Речь идет не только о стоимости обучения, которая постоянно растет, но и о поддержке студентов, а также о различных вспомогательных услугах, на которые было сокращено финансирование.

Теперь, когда речь заходит о высшем образовании, на студентов и их семьи ложится повышенная нагрузка. Некоторые правительства даже, кажется, состязаются по установлению рекордов по взимаемой плате за обучение. Еще несколько лет назад в Европе плата в размере £9000 (13 800 долларов США) казалась немыслимой. Возможно, наступает переломный момент, когда такое софинансирование обучения становится неподъемным бременем для студентов и выпускников.

Хотя непосредственным результатом этих мер, может стать сокращение числа поступающих (как это было в Великобритании в этом году или в Швеции), маловероятно, что высшее образование потеряет свою привлекательность. Это само по себе может быть частью проблемы – так как почти каждый уверен, что высшее образование даст гарантированные индивидуальные преимущества.

Однако данные из Соединенных Штатов свидетельствуют о том, что финансовое бремя, и кредиты, которые студенты должны нести на своих плечах, если они хотят получить качественное образование, становится слишком тяжелым. Это влияет на способность выпускников получать доступ к другим источникам финансирования, таким как кредит на открытие бизнеса или покупку дома.

Мы наблюдали протесты студентов в Чили, где студенты заявили, что они уже натерпелись, и требуют бесплатного государственного высшего образования, выступая против элитарного подхода, когда высшее образование доступно только тем, кто имеет достаточно денег.

Мы также видели, протесты в различных европейских странах, таких как Испания, где студенты борются за свое будущее и выражают протест против того, что они вынуждены влезать в долги, в начале своей взрослой жизни, а также против безработицы.

До сих пор нет ответа на вопрос - как сбалансировать государственный бюджет и массовость высшего образования. В прошлые десятилетия наблюдался быстрый рост числа студентов, в то время как государственные инвестиции изо всех сил пытались поспевать за этим процессом во многих странах. Можно утверждать, что мы были свидетелями падения качества высшего образования.

Страны и учреждения стали чаще залазить в частные карманы, особенно в тех случаях, когда это казалось более легким источником финансирования, чем привлечение дополнительного финансирования за счет использования иностранных студентов в качестве «дойных коров». В то же время было забыто то, что есть нереализованный потенциал в своих собственных странах, так как есть много людей, которые все еще не в состоянии получить высшее образование, потому что они просто не могут себе позволить учиться.

Такие организации, как ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), которые выступают за инвестиции в высшее образование как способ выхода из кризиса, в настоящее время рассматривают этот нетронутый потенциал. В долгосрочной перспективе европейским странам это может обойтись гораздо дороже, если они не смогут дать высшее образование той части своего общества, которая не может себе это позволить.

Кажется, что когда речь заходит о долгосрочном потенциале высшего образования до сих пор отсутствует подход, основанный на научно-обоснованных данных, используемых в процессе принятия решений. Действительно можно было бы требовать у правительства доказательств, каким образом сокращение государственного финансирования образования увеличит долгосрочные темпы роста.

С одной стороны, возможные последствия использования студентов в качестве решения проблемы финансирования, заставив их платить, до конца не изучены. Каковы долгосрочные последствия такого подхода в связи с проблемами, с которыми сталкивается Европа - необходимость повышения инноваций в обществе или все более стареющее население?

С другой стороны - что произойдет, когда появится все больше и больше выпускников, а личные финансовые выгоды, полученные от учебы в университете, станет все труднее измерить, по мере того как высшее образование больше не будет рассматриваться как привилегия для избранных? Кажется, существует разрыв между различными политическими целями. Для студентов, эти различия создают большую напряженность и оказывают влияние на их повседневную жизнь и будущий выбор.

Мы также видим, что некоторые правительства, например, в Венгрии, пытаются связать государственные инвестиции в высшее образование с вопросом национализма, в своем желании остановить студентов, выезжающих за рубеж после окончания учебы, заставляя таких, вернуть "затраты" государству в виде полной платы за обучение.

Это поднимает вопрос о европейской солидарности и ее подходах к так называемому кризису. Кажется, что в период кризиса польза для общества от высшего образования забыта. Это тревожная тенденция, которая очень беспокоит студентов.

Как европейцам построить доверие к своим правительствам, если они не могут преодолеть кризис и сокращают финансирование там, где это ведет к долгосрочным изменениям, которые делают общество неустойчивым?

Роль простых европейцев заключается в том, чтобы не только убедить правительства в преимуществах высшего образования, но и в том, чтобы создать моральное обоснование инвестициям. Студенты были откровенны в обсуждении этих проблем, и можно с уверенностью сказать, что протесты студентов продолжатся и в 2012 году.

Аллан Полл, председатель Союза европейских студентов, University World News

Освіта.ua
16.01.2012

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!