Osvita.ua Образование за рубежом Высшее образование Мотивационное письмо как удачная самопрезентация
Мотивационное письмо как удачная самопрезентация

Практические рекомендации специалистов о технологии написания, требованиях к структуре и содержанию мотивационных писем

Мотивационное письмо как удачная самопрезентация

Прежде чем учиться писать мотивационное письмо (Personal Statement), нужно ответить на вопросы: что такое мотивационное письмо? Для чего оно необходимо? Почему мотивационное письмо очень важно?

Что такое мотивационное письмо

Мотивационное письмо - Personal Statement, Statement of Рerson, Motivation Letter – это необходимая часть анкеты, которая вместе с другими документами подается при поступлении в учебные заведения за рубежом, как в школы-пансионы, так и университеты.

Можно смело утверждать, что это самая важная часть из всего пакета документов, являющаяся также хорошим средством самовыражения. Ведь приемная комиссия не видит человека, а только документы, анкету и мотивационное письмо.

Несомненно, именно в мотивационном письме нужно умело представить себя и свои навыки в лучшем виде, описать образование, полученный профессиональный опыт и участие в общественной жизни.

"Грамотно составленное мотивационное письмо поможет даже при не очень высоких оценках объяснить, сделать акцент на успешных аспектах вашей академической жизни, обратить некоторые неуспехи в позитивный результат. В письме приемная комиссия должна увидеть вашу цельную и глубокую личность, обладающую великолепными качествами и опытом, которая жаждет развития и новых знаний, а также энергию, активность и энтузиазм в любимом деле. Вы должны суметь "преподнести себя" как лучшую кандидатуру на данное место", - говорит директор Образовательного центра Concept Светлана Тимошенко.

"В тоже время письмо должно быть искренним и глубоким, а не формальным и поверхностным", – подчеркивает специалист в области образования за рубежом.

При написании письма необходимо придерживаться четкой структуры изложения и академического стиля. Письмо должно содержать всю необходимую информацию и при этом размер текста не должен превышать заданного объема. Как правило, каждое учебное заведение задает четкие критерии: какую информацию необходимо представить в письме, и сколько слов оно должно содержать (чаще всего это 250, 500 или 1000 слов). При работе над текстом очень важно придерживаться всех заданных требований.

Подходите к написанию мотивационного письма творчески и нестандартно. Возможно, потребуется написать несколько черновиков, прежде чем вам понравится результат.

Хорошей идеей будет посоветоваться с преподавателями, работодателями и друзьями, спросить их мнения о ваших сильных сторонах и академических качествах и только после этого начинать писать.

В любом случае придется приложить определенные усилия и не один раз хорошо подумать, чтобы сформулировать все свои достоинства, понять с какой стороны себя преподнести наилучшим образом.

Общие требования к написанию мотивационных писем

Структура мотивационного письма. Мотивационное письмо по содержанию должно состоять из вступительной части, основной и заключительной частей. Очень важен первый абзац. Ведь именно здесь вы привлекаете и удерживаете внимание читателя. Главная мысль, цель, предмет привлечения внимания должны звучать в первом абзаце, а часто и в первом предложении.

С первых строк должно быть понятно, о чем пойдет речь в вашем мотивационном письме. Не стоит начинать издалека и через все письмо подводить читателя к главной мысли, которую вы напишите в заключительной части. У сотрудников приемной комиссии вряд ли хватит терпения дочитать до конца витиеватую работу и понять, наконец, что же вы хотели сказать.

В основной части необходимо перечислить свои знания в области интересующего вас предмета и академические достижения, а также описать соответствие предыдущего диплома выбранной программе. Из письма должно быть понятно, почему вы выбираете именно этот предмет (или несколько предметов) для изучения, определенное учебное заведение, хотите продолжить обучение в конкретной стране.

Глубоко раскрыть вышеперечисленные темы можно только в случае, если вы владеете информацией в достаточном объеме, ознакомлены со всеми необходимыми информационными источниками. Необходимо показать, что вы на определенном уровне разбираетесь в любимом предмете.

Подчеркните, что вы изучаете его уже какое-то время, причем уместно будет указать с какого момента, а также уточнить, что вызвало ваш живой интерес к данному предмету. Чтобы охарактеризовать свои академические навыки, перечислите, каким образом проходит ваше обучение - в учебном заведении на лекциях и семинарах, практикуете ли вы участие в конференциях, посещаете ли выступления специалистов и выступаете ли с докладами самостоятельно, читаете литературу по предмету, интересуетесь ли последними научными открытиями в данной области?

Если у вас есть собственные статьи, выступления, доклады или разработки в интересующей вас области, их в обязательном порядке нужно перечислить. Будьте конкретны, приводите живые примеры вашей деятельности, успехов и достижений. Не просто перечисляйте факты, а пишите, каким трудом и усилиями вы достигли данного результата. Используйте профессиональный язык и терминологию.

Также, в основной части следует аргументировано объяснить причины, побудившие вас выбрать данное учебное заведение. Почему именно в этой стране вы хотели бы учиться? Будет не лишним продемонстрировать, что вы ознакомились с информацией о выбранном учебном заведении, а также читали или даже ездили в выбранную страну и хотели бы и глубже изучить язык и культуру. Возможно, вас заинтересовали конкретные преподаватели, ресурсы данного учебного заведения, какие-то особые методы обучения, особые успехи в исследованиях.

Вторая половина основной части может быть посвящена вашим личным качествам и умениям. Например, способности находить общий язык с различными людьми; работать и/или учиться в интернациональной среде (уважать культуру и традиции других народов и стран); сообща реализовывать проекты и идеи; работать одновременно над несколькими заданиями, быть внимательным к деталям, и многое другое. Желательно проиллюстрировать все выше описанное конкретными примерами из жизни.

Далее в основной части следует подчеркнуть свои самые сильные стороны, которые отличают вас от других претендентов. Необходимо продемонстрировать вашу целеустремленность, уверенность и готовность бороться за выбранное место.

Завершить мотивационное письмо можно информацией о ваших карьерных ожиданиях. Опишите, кем вы планируете работать по окончании данной программы обучения. Если вы уже имеете опыт работы, то как, на ваш взгляд, измениться ваша карьера после получения желаемого диплома.

Возможно, вы еще не определились со своим профессиональным будущим, но некоторые мысли и идеи на этот счет у вас уже есть. Изложите их логично и структурировано. Эта часть не должна быть длинной.

Из приведенных вами аргументов должно быть понятно, что если вам будет предоставлена возможность учиться на данной программе, это в значительной степени поможет вам в профессиональном будущем. Перечислите конкретные мысли и идеи. И не забудьте указать, что используя свои знания, навыки и идеи, вы также сможете принести пользу данному учебному заведению – например, поучаствовать в научных исследованиях.

Язык мотивационного письма. Поскольку большинство студентов подают заявки в зарубежные учебные заведения на англоязычные программы, мотивационные письма чаще всего пишутся на английском языке.

Уровень английского языка должен соответствовать требованиям данного учебного заведения и данной программы. Если это университет, то соответственно уровень языка должен быть высокий (сертификат IELTS, академический модуль, не ниже 6.0), следует использовать академическую лексику, а не литературные эпитеты.

Например, совсем неуместным будет демонстрация глубоких познаний в области английских поговорок. Письмо должно быть написано простым современным живым английским языком, без излишне длинных и витиеватых предложений и устаревших слов. Все необходимо употреблять к месту (use of English).

Мотивационное письмо должно быть логично выстроено и все части должны быть связаны между собой. Для этого используется ряд связующих слов (However, though, thus, despite, и т.д.).

Мысль каждого предложения должна быть донесена совершенно ясно. И наконец, письмо должно легко и быстро читаться, не вызывая затруднения с пониманием структуры предложений и не обескураживая читателя обилием грамматических ошибок. Поставьте себя на место тех, кто будет читать вашу анкету. Они уже пересмотрели сотни подобных анкет. Почему именно ваша должна привлечь их внимание?

Нет универсальных мотивационных писем

Если вы подаете заявки в разные учебные заведения, на разные программы, не используйте одно и тоже письмо. Видоизменяйте его в зависимости от специфики программы, меняйте акценты.

Нет универсального рецепта успешного мотивационного письма. Во многом его успех зависит от того, как Вы сумеете показать свои стремления, знания, умения и поставленные цели. Освоить искусство написания мотивационных писем возможно только при постоянной практике. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом.

Светлана Тимошенко, Образовательный центр Concept для Освіта.ua

Освіта.ua
26.08.2013

Обучение в Канаде

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!